Заместительные

Как и на что заменить имя персонажа в вашем тексте?

Охарактеризуйте персонажа

Чтобы выбрать заместительное, представьте вашего персонажа и задайте вопрос: "Кто он?" Ответьте с помощью существительных, лучше - не меньше десяти, чтобы у вас был богатый выбор.

Если вы затрудняетесь, то вот направления мыслей:

- профессия или должность (рыбак, секретарь, учитель)

- хобби (гитарист, поэт, коллекционер)

- черта характера (мизантроп, весельчак, боец)

- национальность, религиозная принадлежность, раса

- звание (мастер, граф, профессор)

- социальная роль (староста, мэр, отец)

- характерная черта (коротышка, одноглазый, толстяк)

2

Для одного персонажа - одно заместительное

Из вашего богатого списка выберите всего одно заместительное, самое-самое, которое и будете использовать. Ориентируйтесь на сюжет и идею вашей книги: какая "ипостась" вашего персонажа наиболее значима? Вам важно подчеркнуть, что он маг, или что он уроженец другой страны, или что он всех ненавидит? Выберите самое ёмкое и функциональное заместительное.

Почему не стоит называть одного персонажа несколькими заместительными? Может, он у вас и маг, и учитель, и блондин. Дело в том, что читателю будет сложно воспринимать текст, если вы будете использовать много слов для обозначения одного персонажа.

Продвинутый уровень. В некоторых ситуациях, тем не менее, допустимо использовать другое заместительное. Например, если вы пишите сцену между отцом и сыном, допустимо называть их "отец" и "сын", даже если для каждого у вас есть свое заместительное. Но будьте предельно осторожны! Всегда спрашивайте себя: целесообразно ли использовать именно в этой сцене именно такое заместительное?

3

У одного заместительного - лишь один персонаж

Если вы уже обозначили каким-то заместительным одного персонажа - никогда не называйте им и другого. Иначе ваш читатель неизбежно запутается, о ком вы говорите. Если уж вы решили называть кого-то магом, то всех остальных магов в вашем тексте зовите как-то по-другому: волшебниками, проклятийниками, травниками итд

Продвинутый уровень. Одно и то же заместительного по отношению к двум разным персонажам допустимо, если вы совершенно уверены, что у читателя нет никакой возможности перепутать персонажей. Например, вы используете заместительное "учитель", и по контексту читателю совершенно ясно, в какой аудитории мы сейчас находимся, кто ведет урок/пару и нет никакой возможности принять вашего химика за вашего же физкультурника.

4

Не используйте "безликих" заместительных

Такие заместительные, как "девушка", "парень", "мужчина", "блондин", "синеглазка" итд стоит употреблять только по отношению к персонажам, чьего имени читатель еще не знает. Если вы уже представили персонажа, именовать его просто парнем уже не очень. Кроме, разумеется, тех случаев, когда вы пишите текст от лица персонажа, который вашего парня по имени не знает.

Это относится и к таким заместительным, которые можно применить к большинству персонажей вашей книги. Если, например, у вас роман про королевство эльфов, не стоит использовать заместительное "эльф" - ведь почти каждого вашего персонажа можно так назвать. Зато, если в вашей книге всего один эльф (хотя бы один - среди основных персонажей), то там такое заместительное будет как раз очень уместно.

5

Аккуратнее с придуманными словами

Не переборщите с заместительными, которые вы сами же и изобрели (титулы, национальности, расы). Читателю будет очень тяжело разобраться в ваших персонажах, если у вас, скажем, полноценная "Табель о рангах", и каждого вы обозначаете и именем, и званием. В идеале, чем меньше придуманных заместительных, тем лучше.

Если вы не можете дать объяснение вашему слову прямо в тексте, стоит сделать сноску.

6

Заместительное должно вписываться в контекст

Легче объяснить на примере.

Предположим, у вас роман про студенческие будни, и вы решили назвать одного из персонажей моряком, потому что до учебы он занимался морским делом. Но если в романе это не имеет ни малейшего значения, и ваш персонаж ведет себя как всякий другой студент и никак не демонстрирует своих морских навыков - это не очень удачный ход.

С другой стороны, если этот ваш студент демонстрирует умения вглядываться в даль, ориентироваться по сторонам света и по звездам, вязать мудреные узлы, стойко держать равновесие - иными словами, если в своей студенческой жизни он постоянно применяет свои навыки, полученные в морском деле, - то это заместительное будет весьма уместно.

7

Внимание к диалогам!

В диалогах с вашими заместительными могут случаться самые причудливые метаморфозы!

Если вы описываете, например, разговор отца с дочерью, будет странно, если вы сделаете акцент на том, что отец - моряк. Логичнее все же будет назвать его отцом (да-да, тот самый случай оправданного применения "лишнего" заместительного). Но если, положим, вы назовете его королем, а речь будет идти о подобающем принцессе поведении, - то все отлично. Смотрите на социальную роль: между кем сейчас происходит разговор? Между отцом и дочерью - или между королем и представителем правящей династии?

Самая большая сложность поджидает вас в разговорах, в которых принимает участие много персонажей. Ведь там социальные роли будут постоянно меняться: один и тот же человек может быть и отцом, и мужем, и королем, и господином, и союзником. Здесь следует проявлять предельную осторожность. Если сомневаетесь в себе - лучше обойтись только именами.